В учебном плане музыкального отделения кроме специального инструмента есть предметы теоретического цикла: сольфеджио и музыкальная литература, которые помогают учащимся освоить музыкальную грамоту, познакомиться с музыкальными произведениями различных жанров, стилей и эпох, узнать много интересного из жизни великих композиторов и исполнителей.

Сольфе́джио (итал. solfeggio — от названия музыкальных нот соль и фа) — многозначный музыкальный термин, означающий:
- учебную дисциплину, предназначенную для развития музыкального слуха и музыкальной памяти, включающую сольфеджирование (сольмизацию), музыкальный диктант, анализ на слух;
- сборники упражнений для одно- или многоголосного сольфеджирования или анализа на слух;
Сольфеджио — начальные вокальные упражнения в чтении нот без текста. При пении мелодии сольфеджио каждая её нота называется. Сольфеджио как упражнения располагаются в сборнике с постепенным переходом от более лёгких к более трудным. Сольфеджио пишутся во всех мажорных и минорных тональностях и во всех ключах для разных голосов, как женских, так и мужских. Преимущественно пишутся сольфеджио одноголосные, но бывают двух- и трёхголосные, цель которых состоит в приучении поющего петь самостоятельно свою партию, не сбиваясь вследствие исполнения остальных партий другими голосами. В музыкальной школе на сольфеджио обращается особое внимание как на вернейший способ для развития слуха и способности скоро и верно читать всякого рода музыку.

В ДМШ музыкальную литературу проходят четыре года. В рамках данного курса формируется навык сознательного, эмоционального восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, а также умение грамотно излагать свои впечатления о них. Таким образом, музыкальная литература представляется тем самым предметом, который в большей степени способствует расширению слушательской аудитории, воспитывает ее эстетический вкус и потребности.
Заведующая теоретическим отделением
Шихова Галина Николаевна
Рудь-Панарина Елена Владимировна